Мемуары губернатора Бессарабии,
князя С. Д. Урусова.
Подготовлено Леонидом Юдиным из Кишинева
- 4 -

> >                              ----------
> >      Переходя к тому времени, которое я описываю, и оставаясь в пре-
> > делах тех фактов и  наблюдений,  которые  послужили  материалом  для
> > представленной мной записки, я прежде всего упомяну  о  том,  что  в
> > Бессарабии, в 1903 году, проживало около 250 тысяч  евреев,  состав-
> > лявших примерно 11 процентов всего населения губернии. Пятьдесят лет
> > тому назад, в русской Бессарабии евреев насчитывалось 78  тысяч,  но
> > зато и все число жителей губернии не превышало 710 тысяч душ.  Таким
> > образом, прирост евреев, в данном случае, стоит на  одном  уровне  с
> > общим ростом населения.
> >      Бессарабия включена в число губерний так называемой  черты  ев-
> > рейской оседлости, в которой евреям жить разрешено. Таких  губерний,
> > не считая Царства Польского, имеется пятнадцать,  и  потому  нередко
> > приходится слышать мнение о том, что жалобы евреев на  стеснение  их
> > "чертой" неосновательны, что им не  может  быть  тесно  на  обширном
> > пространстве богатых земель юго-запада России.
> >      Такое утверждение неосновательно. В действительности, наши  ев-
> > реи не только лишены земли, как хозяйственно-промышленной  ценности,
> > но и тесно ограниченны в пользовании землей, как  пространством  для
> > жительства и передвижения.
> >      Правила 3 мая 1882 года запрещают евреям селиться вне городов и
> > местечек. В частности, бессарабские евреи, после этого срока получи-
> > ли возможность избирать для жительства лишь 10-12 городов и около 30
> > местечек, а потому правильнее было бы считать, что не губерния, с ее
> > четырьмя миллионами десятин, а лишь ничтожная площадь усадебной зем-
> > ли, помещенной в городских и местечковых планах, составляет действи-
> > тельную черту оседлости бессарабских евреев.
> >      Но выжимание евреев из сельских местностей и стремление  заста-
> > вить их "вариться в собственном соку" не ограничилось  мерами,  нап-
> > равленными против новых сельских жителей.  Правительство  принялось,
> > систематически и упорно, сгонять в города и местечки тех евреев, ко-
> > торых правила застали в селах. С этой целью ряд местечек был  переи-
> > менован в села, а к оставшимся городам и местечкам  стали  применять
> > искусственное сужение территории. Естественный рост населения не ка-
> > сался евреев, для которых новая городская черта, не входившая в  ут-
> > вержденный план, признавалась сельской местностью.  Сенату  пришлось
> > однажды разрешать дело по жалобе еврея, выселенного  из  дома,  угол
> > которого выступал за черту утвержденного городского плана.
> >      Одним из наших губернских правлений подвергнуто  было  сомнению
> > даже право еврейских покойников  пребывать  в  сельских  местностях.
> > Правила 3 мая, по толкованию означенного учреждения, не давали  пра-
> > ва хоронить еврейских мертвецов вне  городской  черты.  Однако,  ус-
> > тройство кладбища в городе также не разрешалось, и потому  в  данном
> > случае пришлось, в виде исключения, расширить еврейские права.
> >      В то же время, под высшим  руководством  губернских  правлений,
> > велась против живших в сельских местностя евреев  оживленная  парти-
> > занская война. Рассыпанным по губернии полицейским чинам  была  ука-
> > занна цель компании: обращение возможно большего числа прежних жите-
> > лей сел в новых поселенцев и затем выдворение их к месту прописки на
> > основании майских правил. Что же касается средств, пускаемых  в  ход
> > для достижения намеченной цели, то самые  остроумные  из  них  имели
> > место именно в Бессарабии, а потому я буду пользоваться здесь исклю-
> > чительно примерами из практики бессарабского  губернского  правления
> > Уструговского времени.
> >      В семью евреев, издавна живших в сельской местности, возвращал-
> > ся отбывший срок военной службы солдат. Он признавался  поселившимся
> > вновь, и выдворялся на место прописки, в город или местечко, из  то-
> > го села, где он родился, где провел детство и юность,  где  безвыез-
> > дно продолжали жить его родители. Второй брат, найдя себе невесту  в
> > еврейской семье  соседнего  села,  оставался  некоторе  время  после
> > свадьбы у тестя. Он считался в виду этого потерявшим  право  возвра-
> > титься к себе домой и, так как, вместе с тем, он не приобретал  пра-
> > ва жить в селе у новых родственников, то его с молодой женой выселя-
> > ли в город. Затем доходила очередь и до отца семейства. Если он,  по
> > торговым делам, уезжал из сельской местности и отсутствие  его  было
> > замечено, а пребывание в городе показано в полицейских  сведениях  о
> > прибывших, то возврата в село для него не было: он  мог  взять  свой
> > скарб, но обязан был вслед за тем перехать в то городское поселение,
> > к которому он был приписан.
> >      Приведенный пример, на котором имелось в виду, для наглядности,
> > показать, как извлекались с корнем еврейские семьи из  сел  и  дере-
> > вень, отражает собой систематическю и постоянную практику  бессараб-
> > ских властей по еврейским делам, о чем можно справиться  в  сборнике
> > Сенатских решений. Если желающие прверить  правильность  только  что
> > приведенных примеров, найдут, что сенат не соглашался иногда с  мес-
> > тными властями и отменял их постановления в интерсах жалобщиков,  то
> > пусть не думают, что это обстоятельство в  какой-нибудь  мере  имело
> > задерживающее влияние на действия наших местных  толкователей  зако-
> > нов. Сенатские решения касались сравнительно ничтожного  числа  дел,
> > объявлялись после того, как евреи целыми годами жили в  местах  при-
> > писки и, кроме того, редко приводились в исполнение. В этом  отноше-
> > нии наше губернское правление измыслило  особый  прием,  изобретение
> > которого, кажется, принадлежит Устругову: сила решения сената, приз-
> > навшего выселение еврея неправильным, понималась как признание ошиб-
> > ки губернского правления, допущенной им в момент постановления о вы-
> > селении. Но факт проживания еврея вне села в течение срока,  прошед-
> > шего между неправильным выселением и  получением  сенатского  указа,
> > рассматривался как новое обстоятельство, лишавшее в конце концов жа-
> > лобщика права возвращаться в прежнее положение.
> >      Бессарабская губерния имеет форму груши, продолговатая ее стро-
> > на примыкает к реке Прут, отделяющей Россию от  Австрии  и  Румынии.
> > Вся пограничная полоса, шириной в 50 верст,  издавна  запрещена  для
> > жительства евреев, которых еще в 1846  году  повелено  было  вывести
> > внутрь губернии, с предоставлением им двухгодичного срока на  прода-
> > жу недвижимости. Хотя означенная мера оказалась бесцельной и  минис-
> > терство финансов возбуждало вопрос об ее отмене, тем не менее  пяти-
> > десятиверстная полоса продолжала быть запретной для еврейского посе-
> > ления и в мое время, что еще более  стесняло  евреев  в  правах  жи-
> > тельства.
> >      Последовательное, неукоснительное и успешное проведение  прави-
> > тельственной политики по отношению к жительству  евреев,  встретило,
> > конечно, не мало препятсвий. Евреи всеми способами  увертывались  от
> > выселения и даже ухитрялись иногда вновь появляться в селах и дерев-
> > нях, из которых были высланы. Незаконному проживанию их  способство-
> > вали, отчасти само сельское население,  охотно  скрывавшее  приезжих
> > евреев от властей, отчасти, полиция, видевшая в евреях постоянный  и
> > верный источник доходов, отчасти, некоторая терпимость, не чуждая  и
> > власть имущим, заставлявшая их иногда вспоминать, что гонимые  евреи
> > все же люди, а не какие-нибудь вредители полей, от которых  надлежа-
> > ло очистить сельские местности. Тем не менее, виды  правительства  в
> > значительной степени осуществились и скопление евреев  в  городах  и
> > местечках сильно возросло.
> >      Число еврейских вывесок на улицах  бессарабских  городов  пора-
> > жает наблюдателя. Дома даже второстепенных и захолустных улиц  заня-
> > ты подряд лавками, лавченками и мастерскими часовщиков,  сапожников,
> > слесарей, лудильщиков, портных, столяров и т.п.  Весь  этот  рабочий
> > люд ютится по углам и закоулкам в тесноте и  поражающей  наблюдателя
> > бедности, вырабатывая себе с трудом дневное пропитание, при  котором
> > ржавая селедка с луком является верхом роскоши и благополучия. В ма-
> > леньких городах, жители которых в большинстве не имеют часов,  можно
> > насчитать десятки мастеров часового дела, и вообще трудно понять, на
> > каких покупателей и заказчиков расчитывают все эти ремесленники, не-
> > редко сами составляющие 75% всего  населения  города  или  местечка.
> > Конкуренция сводит их заработок до пределов, необходимых для поддер-
> > жания жизни, притом в таких минимальных дозах, которые вполне проти-
> > воречат учению о заработной плате. Борьба за кусок  хлеба  порождает
> > взаимную ненависть, плодит доносы и заставляет многих евреев  прибе-
> > гать к самым гнусным способам с целью избавиться от  конкурентов  и,
> > насколько возможно,  разделить  искусственно  сгущенную  ремесленную
> > среду.
> >      Само собой понятно, что ремесло и торговля на коммерческом  ос-
> > новании, имеющие целью не только возможность существования, но и не-
> > который заработок, немыслимы для жителей тех городов и  местечек,  в
> > которых сосредоточена еврейская беднота. В результате, в таких посе-
> > лениях является поголовное прекращение занятий ремесленниками и мел-
> > кими торговцами других национальностей, а вместе с тем  раздаются  и
> > обычные жалобы на захват евреями в свои руки всех  отраслей  промыш-
> > ленности и торговли. Недовольство евреями растет, по  мере  увеличе-
> > ния их численности, благодаря чему создается та почва, на которой за
> > последнее время столь  пышно  расцвели  погромные  организации.  Не-
> > вольно приходит на мысль, что заботы  правительства  о  безопасности
> > евреев, высказанные автором майских правил, должны быть признанными,
> > по меньшей мере, неудачными.
> >      Бессарабия включена в число тех шести губерний, в  которых  ев-
> > реи, после освобождения крестьян, получили право покупать и  арендо-
> > вать земли. Правила 3 мая 1882 года не отменили упомянутого  закона,
> > который, до 1903 года, содержался в IX томе  Свода.  Правилами  было
> > только временно приостановленно совершение евреями купчих и  заклад-
> > ных, а также засвидетельствование заключаемых ими  арендных  догово-
> > ров на земли. отсюда можно было, повидимому, заключить, что упомяну-
> > тое запрещение относилось к судебным местам, утверждающим  купчие  и
> > свидетельствующим договоры, но не касалось права самих евреев приоб-
> > ретать землю, например, по давности, на основании десятилетнего бес-
> > спорного и спокойного пользования ею, а тем более  держать  земли  в
> > аренде по домашним условиям. Но эзоповский язык законодательства был
> > истолкован в данном случае властями вполне согласно с  необъявленны-
> > ми открыто намерениями его, и потому фиктивные сделки  и  подименная
> > аренда еврее, поскольку они касались земель,  преследовались  губер-
> > нским начальством еще до издания дополнительных  правил,  разъяснив-
> > ших истинную цель майского распоряжения. Как бы то ни было,  воспре-
> > щение евреям покупать и арендовать земли  действовало  "временно"  в
> > течение 21 года, предшествовавшего тому периоду, который я описываю,
> > и продолжает действовать до сих пор.
> >      Но, кроме тех ограничений евреев в правах, которые мною  упомя-
> > нуты, имеется не мало других. О них я вкратце упомяну,  желая  дать,
> > по возможности, полную картину заинтересовавшего министерство  поло-
> > жения бессарабских евреев.
> >      В четвертой главе моих воспоминаний  о  бессарабии  был  описан
> > особый порядок приема евреев новобранцев на военную службу,  практи-
> > ковавшимся кишиневским воинским присутствием. Но тогда имелось в ви-
> > ду показать пример вопиющего нарушения закона местными властями. Те-
> > перь я хочу коснуться общего вопроса о  законном  порядке  отбывания
> > евреями воинской повинности.
> >      Евреи отправляют рекрутскую повинность в натуре  с  1827  года.
> > Сначала они обязаны были давать по 20 рекрутов с двухтысячного насе-
> > ления, в то время, как христиане ставили с двух  тысяч  только  семь
> > новобранцев. Затем с евреев стали брать дополнительных рекрутов, без
> > зачета, за недоимки в податях, и создали известные "школы  кантонис-
> > тов" для 12-летних новобранцев. Только с воцарением Александра II-го
> > повелено было взимать с евреев рекрутов на общем основании.  Однако,
> > равенство, в отношении воинской повинности, применялось к евреям не-
> > долго. Кроме ряда ограничений по занятию воинских  должностей  и  по
> > определению в превилегированные части войск, евреи подвергались  ог-
> > раничительным правилам в отношении льгот по семейному  положению,  в
> > отношении освидетельствования по чедоразвитости (видимо,  "членораз-
> > витости", - Л.Ю.), в порядке поверки посемейных списков и,  наконец,
> > в смысле ответственности за неявку, к призыву, предусматривавшей на-
> > ложение штрафа в 300 рублей на семью призываемого, даже в  том  слу-
> > чае, если бы члены его семьи доказали  полную  невозможность  содей-
> > ствовать своевременному  отбыванию  повинности  подлежавшим  призыву
> > сочленам.
> >      в результате, евреи привлекаются у нас  к  исполнению  воинской
> > повинности в большем количестве, нежели прочие русские подданные. Из
> > официального правительственного отчета,  сопоставленного  с  данными
> > переписи 1897 года, явствует, что в призывных списках 1900 года  ко-
> > личество новобранцев евреев составляло 5,49% всего еврейского  насе-
> > ления империи, тогда как прочих новобранцев такого  рода  процентное
> > отношение выражалось цифрой 4,13.
> >      Кому не известен ходячий аргумент о "систематическом  уклонении
> > евреев от воинской повинности", приводимый всякий раз, как идет речь
> > о евреях и войске. Действительно, еврейские  новобранцы  приводят  в
> > отчаяние свидетельствующих их лиц теми ухищрениями,  к  которым  они
> > прибегают, чтобы добиться освобождения от военной  службы.  Командир
> > стоявшего в Кишиневе Волынского полка, с которым я  постоянно  засе-
> > дал в воинском присутствии, высказал мне однажды, по означенному по-
> > воду, свое авторитетное мнение.
> >      "Нечему удивляться,- сказал мне подполковник,- если евреи укло-
> > няются от воинской повинности. Их положение в войсках очень  тяжело.
> > Представьте себе еврея из небогатой, старозаветной  семьи,  внезапно
> > водворенного в нашу казарму. Его манеры, его жаргон,  его  растерян-
> > ность вызывают насмешки; все кругом для него чуждо, дико и  страшно.
> > Его стараются поскорее "обломать" и ввести в  обычный  круг  солдат-
> > ских занятий, но при этом невольно задевают и нарушают  его  обычный
> > обиход и его религиозный обычай. Иногда, в первый же день своей сол-
> > датчины, они принуждены хлебать щи  со  свининой  и  участвовать  на
> > ученьи в субботу. Родные и близкие считают его оскверненным и  начи-
> > нают его чуждаться. Он заброшен и одинок, душевное состояние его по-
> > давлено, а мы, по правде сказать, мало обращаем внимания на  положе-
> > ние евреев в нашем войске".
> >      Полковник мог бы к этому прибавить,  что  еврей-солдат  не  мог
> > стать фельдфебелем, не может служить в гвардии, в  пограничных  вой-
> > сках, и даже ограничен известной процентной нормой в праве  занимать
> > в полку музыкантские должности. Становясь на защиту родины, он  про-
> > должает быть неполноправным в рядах своих товарищей по оружию.
> >      Когда-то, еще в тридцатых  годах  прошлого  века,  военное  на-
> > чальство проявляло заботу о неприкосновенности  религиозных  убежде-
> > ний евреев-солдат. Рекомендовалось не нарушать обрядов  их  религии,
> > выражалась готовность содержать для них раввина. В  настоящее  время
> > русским войскам, по вопросу о евреях, предлагают  другие  директивы,
> > снабжая их брошюрами генерала Богдановича и воззваниями о  необходи-
> > мости бить жидов - врагов русских людей.
> >      Говоря об ограничениях, которым вообще подвергались у  нас  ев-
> > реи, я перечислю кратко те из них, которые касаются отдельных  заня-
> > тий и, между прочим, права занимать должности по службе.
> >      Известно, что в России на государственную службу евреев,  кроме
> > медиков, почти не принимают. Но им, кроме  того,  особо  запрещается
> > участвовать в земских собраниях и избирательных съездах,  избираться
> > в городские головы, быть  членами  разных  присутствий  по  избранию
> > земств и городов. Еврей не может быть ремесленным головой даже  там,
> > где, как в Бессарабии, все почти ремесленники - евреи.  Участие  ев-
> > реев в городских думах разрешается в числе, не превышающем 1/10 час-
> > ти состава думы, причем гласные евреи назначаются городским  присут-
> > ствием из особого списка, составляемого городской управой. В  бирже-
> > вые комитеты, в купеческие, мещанские и ремесленные управы евреи до-
> > пускаются лишь со строгими ограничениями. В начале XX  века  основа-
> > тельно забыто повеление великой императрицы, которая в  конце  XVIII
> > столетия, указала, что "если евреи, по добровольному согласию общес-
> > тва, будут выбраны к каким-нибудь должностям, то они не  могут  быть
> > удержаны от вступления в действительное возложенных на них  должнос-
> > тей отправление". Но и этого мало. Примерно, с половины  восьмидеся-
> > тых годов, министерство внутренних дел, утверждая уставы частных об-
> > ществ и товариществ на паях, стало требовать включения в них  параг-
> > рафов, согласно которым, участие евреев  в  управлении  такого  рода
> > предприятиями ограничивалось, или даже совершенно  воспрещалось.  Не
> > лишне будет упомянуть, что указанная тенденция министерства,  вопре-
> > ки, повидимому, здравому смыслу, проявлялась особенно сильно в отно-
> > шении тех предприятий, пайщиками которых были евреи.
> >      Последнее обстоятельство, любопытное, как пример мелочной  при-
> > дирчивости правительства, не  является  особенно  существенным;  для
> > кад\ждого общества не трудно найти декоративное  правление  из  рус-
> > ских людей. Гораздо тяжелее положение евреев в отношении прав на по-
> > лучение образования.
> >      Правительство давно закрыло казенные еврейские училища  первого
> > и второго разрядов, заменив их скупо и неохотно открываемыми  еврей-
> > скими начальными училищами, в которых получает образование лишь нез-
> > начительный процент еврейских детей школьного возраста.  Большинство
> > таких детей продолжает получать начальное образование в хедерах и  у
> > меламедов, где, в виду отсутствия еврейских  учительских  институтов
> > для  подготовления  педагогического  персонала,  обучение  стоит  на
> > весьма низком уровне. Еврейским учителям, кроме того, запрещено обу-
> > чать своих учеников русскому языку, благодаря чему  русская  грамота
> > почти недоступна большинству еврейских детей низших слоев населения.
> > По произведенному на юге России в 1900 году исследованию, предприня-
> > тому особой комиссией, по поручению одесской городской управы,  ока-
> > залось, что только 11% еврейского населения умеет  читать  и  писать
> > по-русски. Какие цели при этом преследует наше правительство  -  ос-
> > тается загадкой, но во всяком случае приходится признать,  что  опи-
> > санная тенденция устранять евреев от русской грамоты может лишь спо-
> > собствовать той обособленности. которую обыкновенно  ставят  в  вину
> > русскому еврейству.
> >      Статьями 787 и 788 т.IX Свода законов евреям дозволено  обучать
> > своих детей в общих казенных учебных заведениях и  частных  училищах
> > на местах своего жительства. Такого рода обучение детей  евреев-куп-
> > цов и почетных граждан даже обязательно, и родителям их предоставле-
> > но право устраивать с этой целью, при  гимназиях,  особые  пансионы.
> > Но, конечно, этот закон остается мертвой буквой, и упоминание о  нем
> > представляется как будто злой насмешкой над евреями.
> >      На самом деле, многие учебные заведения, средние и высшие,  со-
> > вершенно недоступны для евреев.  Их  запрещается  принимать  в  учи-
> > тельские семинарии, в столичные  театральные  училища,  в  петербур-
> > гские институты - электротехнический и путей сообщения,  в  медицин-
> > скую академию, в харьковский ветеринарный институт и в другие учили-
> > ща, перечислять которые я здесь считаю излишним. Прием евреев во все
> > вообще гимназии и университеты ограничен нормой от  двух  до  десяти
> > процентов.
> >      Не надо при этом забывать, что не только процентная норма  ста-
> > вит преграду для евреев, желающих учиться; они должны считаться  еще
> > с другими затруднениями, как показывает памятный мне случай,  бывший
> > в Бессарабии в 1904 году. Одиннадцатилетний сын небогатого  кишинев-
> > ского еврея, оченьь способный и трудолюбивый мальчик, прекрасно под-
> > готовленный ко второму классу кишиневского реального училища, не мог
> > туда поступить в виду установленной процентной нормы. Отец  его,  не
> > жалевший трудов и расходов для образования сына, задумал  попытаться
> > поместить его в с. Комрат, в местное реальное училище, о чем и  стал
> > усиленно хлопотать в учебном округе и  в  местном  совете.  Согласие
> > учебного начальства на поступление мальчика было получено, при усло-
> > вии, если со стороны административных властей не встретится  препят-
> > ствий к разрешению ему проживать в Комрате. С такого  рода  письмен-
> > ным удостоверением директора училища, отец  обратился  в  губернское
> > правление, прося позволения поместить сына в Комрат, на квартире од-
> > ного из учителей, принявшего его под свой надзор, в качестве нахлеб-
> > ника.
> >      Губернское правление отказало просителю, на том основании,  что
> > Комрат - сельская местность, к тому же отстоящая от румынской грани-
> > цы на расстоянии менее 50 верст.
> >      Утвержденный императором Николаем I-м еще  в  1843  году  прием
> > борьбы с еврейским контрабандным промыслом был в данном случае  при-
> > менен бессарабским губернским правлением, с формальной стороны,  со-
> > вершенно правильно. Но мне было жалко мальчика, приведенного ко  мне
> > на утренний прием плачущим отцом, и к тому же я не видел от пребыва-
> > ния в Комрате маленького реалиста серьезной угрозы ни  для  государ-
> > ственных финансов, ни для добрых нравов и благосостояния  комратско-
> > го населения. Поэтому я решился на этот раз, в виде исключения,  от-
> > менить наше журнальное постановление, и написал  новое,  в  котором,
> > путем ряда софистических умозаключений, пришел к выводу, что  пребы-
> > вание сына просителя в Комрате не противоречит закону.
> >      Устранение евреев из оьласти действия государственных мероприя-
> > тий, направленных на распространение народного просвещения;  лишение
> > неимущих, больных и увечных евреев государственного призрения и  по-
> > мощи, в связи с общими ограничениями их гражданских  и  политических
> > прав, могли бы найти объяснение в том случае, если бы евреи не  нес-
> > ли государственных и общественных повинностей наравне с прочим насе-
> > лением России. Однако, в вопросе о податях и  сборах,  евреи  оказы-
> > ваются не только в превилегированном положении,  но,  наоборот,  они
> > несли и продолжают нести особые налоговые тягости. Еще сто лет  тому
> > назад, евреи платили процентный сбор и подушную  подать  в  двойном,
> > сравительно с христианами, размере. Ответственность за  бездоимочное
> > поступление их платежей возлагалось на  все  еврейское  общество,  а
> > впоследствии была даже установлена  солидарная  ответственность  ев-
> > реев купцов за недоимки мещан. Когда же, в 1863 году,  подушная  по-
> > дать была отменена, и евреи, в  отношении  госуларственных  податей,
> > были уравнены с христианами, они все же продолжали  уплачивать  спе-
> > циальные сборы - коробочный и свечной, сохранившиеся  до  настоящего
> > времени.
> >      Означенные сборы взимаются: первый с каждой  убитой  "кошерной"
> > скотины и птицы и с каждого фунта кошерного мяса, а второй  со  све-
> > чей, зажигаемых в синагоге. Предназначаются они, главным образом, на
> > облегчение средств к исправному отбыванию повинностей, на уплату об-
> > щественных долгов, на содержание училищ и на предметы  общественного
> > призрения евреев. Однако, расходная смета по этим  сборам  вырабаты-
> > вается городским управлением и утверждается, также как и  такса  их,
> > гудернской администрацией. Запасный капитал, образуемый из  отчисле-
> > ний с откупных сумм, равно как и остатки сборов, находятся на хране-
> > нии и в заведывании правительственных  учреждений,  и  употребляются
> > нередко на предметы, законом не  предусмотренные.  Они  расходуются,
> > например, на мощение улиц и починку догрог, на поддержание  Красного
> > Креста и субсидии полиции, на пособия делопроизводству разных учреж-
> > дений и даже на постройку гимназий, в которые еврейские дети на  мо-
> > гут поступать. Правда, для таких расходов требуется  приговор  соот-
> > ветствующей общины. Но вряд ли кто0нибудь поверит тому, чтобы  такие
> > приговоры являлись результатом доброй воли жертвователей, не  говоря
> > уже о том, что инициатива общин в такого рода противозаконном  обра-
> > щении коробочного сбора на неподлежащие предметы  встретилась  бы  с
> > отказом правительства утвердить расход, если бы оно само не  было  в
> > таких случаях заинтересованной стороной. Отчеты по суммам коробочно-
> > го сбора, достигающим нескольких миллионов рублей  и  находящимся  в
> > общем заведывании министерства внутренних дел, никогда не публикуют-
> > ся, и можно безошибочно предположить, что  если  наступит  когда-ни-
> > будь возможность ознакомиться с расходованием  министерством  еврей-
> > ских сумм, то откроется богатая сюрпризами картина.
> >     

 

Продолжение


Адрес:    webmaster@russianseattle.com
Copyright © 1999 russianseattle.com
All rights reserved

Последнее изменение: 19 июня 1999г.