Русский  Сиэтл
---   наши авторы   ---

Владимир Зарембо

 

Email:
volkod@yahoo.com

Phone:
425-687-7803

 

К оглавлению

 

Олег Даль

  
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА, ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА...

Одно время в нашу очень жаркую среднеазиатскую республику, а точнее говоря в Туркменистан, довольно часто приезжали популярные и даже знаменитые артисты театра и кино. Причин, по которым они посещали эту окраинную территорию бывшего огромного Советского Союза было несколько. Ну, во-первых, существовал единый Союз кинематографистов с его Бюро пропаганды советского киноискусства, которое предоставляло обоюдную возможность актерам выступить перед своими почитателями, рассеянными от южных гор до северных морей, а зрителям "живьем" увидеть любимых исполнителей. Но главное заключалось в том, что эти поездки неплохо оплачивались и могли пополнить не очень богатый и непостоянный киношный и театральный заработок. К тому же, куда приятнее поехать поздней осенью или зимой: на

"ближний и любимый", но морозный Дальний Восток, или в теплую, благоухающую ароматами яблок и дынь Среднюю Азию? Вот и пестрели афиши знакомыми фамилиями: "Только один день! Популярный артист театра и кино, исполнитель ролей в фильмах..."

В то время, а это был конец семидесятых, начало восьмидесятых годов, я работал корреспондентом отдела информации республиканской газеты "Туркменская искра" и в мою обязанность входило освещать приезд кинознаменитостей. Впрочем. Делал я это не по обязанности, а с большим удовольствием, поскольку кино полюбил с раннего детства, с тех пор, как в доме появился первый журнал "Советский экран", выписанный отцом в числе прочей периодики. Так появились интервью с Олегом Далем, Ниной Сазоновой, Лией Ахеджаковой. Олегом Стриженовым, Игорем Старыгиным, Виталием Соломиным, Валерием Носиком, Георгием Бурковым, Людмилой Касаткиной. К сожалению, многих из них нет уже в живых, но осталась память об этих замечательных, поистине всенародно любимых исполнителях. Воспоминания о встречах с актерами я и предлагаю сегодня вашему вниманию.

"Черное небо, черный лес..."

Интервью с Олегом Далем не задалось с самого начала. Худой, высокий, в черной водолазке он сидел на краешке кровати в обшарпанном номере-клетушке самой главной столичной гостиницы "Ашхабад" и нехотя отвечал на мои вопросы. Вернее мне показалось, что нехотя, но потом я понял, что это была не снобистская снисходительность заезжей знаменитости к приставучему провинциальному журналисту. Дело было совсем в другом. "Ну какая разница где я родился. Все мы родились на Земле. Если хотите напишите, что родился в Ленинграде, а живу в Москве.Что еще? Актерских баек я не знаю, так что ничем не могу потешить ваших читателей. Впрочем, если хотите, можете написать, что недавно в одном из городов артисты "Мосфильма", поддав в ресторане после съемок, поссорились с местной публикой. Публика начала размахивать кулаками и тогда Олег Стриженов обратился к агрессивным почитателям:"Бейте, только не по морде, мы мордой деньги зарабатываем!" Вот так. В общем неинтересно всё. То же в кино и на телевидении. Что интересного можно рассказать о съемках...?"

Рассказывая, он иногда взмахивал рукой с длинными тонкими пальцами, которым позавидовал бы любой музыкант или карманник (каждый палец сантиметров по двадцать ), но при этом глядел в одну точку. Здесь же в комнате находился и наш фотокорреспондент Валентин Маслов, который заходил то слева, то справа, ища выгодный ракурс. Заметив его манипуляции Даль сказал:"Напрасно стараетесь, ничего не получится, освещение слабое, уж поверьте мне." Валентин, прекрасный фотокорреспондент, участник и лауреат многих республиканских и союзных выставок, но при этом человек далекий от дипломатических реверансов, немного вспылил: "Знаете что, Олег Иванович, вы делайте своё дело, а я буду делать своё. Договорились?" Я немного опешил, надо же так ответить знаменитому гостю. Но Даль не обиделся, напротив, он заинтересованно посмотрел на Валентина и спокойно сказал:"Договорились".

Разговор по-прежнему не клеился. На все мои вопросы Даль отвечал либо односложно, либо туманно и я понимал, что всё это для печати не годится, если только потом самому не сочинить интервью, подогнав ответы под вопросы. Чувствовалось, что он сминает разговор не от нежелания поддерживать беседу, а от какой-то внутренней зажатости, закрепощенности. Олег Иванович, сказал я, а давайте спустимся в бар или, если хотите, я попрошу, чтобы нам сюда чего-нибудь принесли... Нет,-ответил он покачивая головой.-Я уже давно не пью. Несколько месяцев. Зашитый я,-он похлопал длиннопалой ладонью по тому месту на котором сидел. Даль поднял глаза и вдруг мне стало страшно: в них не было прежней лукавости, веселой грустинки, не было огня. Глаза были пустыми, безжизненными. Это был взгляд смертельно уставшего человека и в нём читалось только одно: оставьте меня все в покое. Позже я узнал, что у него и раньше были приступы меланхолии, особенно после бурных возлияний, но в Ашхабад он приехал с приступом самой настоящей тяжелой депрессии, вызванной не запоем, а смертью друга - за четыре месяца до этого умер Владимир Высоцкий, человек которого он не только любил, но пред которым преклонялся.Поэтому на встречах со зрителями, на вопросы кто его любимый поэт, композитор, певец, актер он неизменно отвечал - Высоцкий.

Я сказал:"Олег Иванович, я знаю, что вы пишете стихи. Пожалуйста, прочитайте что-нибудь". Он посмотрел на меня уставшими глазами и пожал плечами, мол, слушайте, если хотите. Стихов я, честно говоря, не запомнил. Это были белые стихи, но в чёрных тонах: что-то про чёрную землю, черный лес, черное озеро, черных птиц. Потом в номере зазвонил телефон и актера предупредили, что нужно ехать на встречу со зрителями, что машина уже стоит внизу. Даль Достал из прикроватной тумбочки какие-то лекарства, выдавил несколько таблеток на ладонь и проглотил запив водой. Это чтобы привести себя немного в рабочее состояние , пояснил он.

В кинотеатре, где должна была проходить встреча, Валентин сделал еще несколько снимков под скептические взгляды Даля - освещение там действительно было плохое-, я послушал выступление и отправился домой вымучивать интервью. Примерно через час раздался звонок. "Я проявил пленку,-кричал в трубку Маслов,-хочешь посмотреть негативы - приезжай. И не забудь захватить бутылку. Есть что отметить."

Негативы, на удивление, оказались четкими. Я сам переживал, что не получится, ведь освещение там было слабое,сказал Валентин, но, как видишь, обошлось. Мы сделали несколько отпечатков - снимки вышли превосходными. В какой-то момент Валентину удалось поймать живинку в глазах актера и на нас смотрел прежний Даль из "Хроники пикирующего бомбардировщика", "Моего младшего брата", "Старой старой сказки", " Жени, Женечки и Катюши". Мы выпили за его здоровье.

На следующий день мы привезли снимки в аэропорт - актер улетал. Даль перебрал фотографии и уважительно посмотрел на Валентина. Тот ответил гордой усмешкой, дескать а вы как думали? Кстати. Несколько лет назад в телевизионной передаче, посвященной 55-летию актера, вдова Олега Даля в числе прочих фотографий показывала и снимки, сделанные в Ашхабаде Валентином Масловым.

Он не дожил до своего юбилея. Спустя некоторое время я позвонил в Москву, чтобы поздравить Олега Ивановича с новым 1981-м годом, но его дома не оказалось, он улетел на съемки в Киев. Там он и скончался в гостиничном номере от сердечного приступа. Ему было только сорок лет. У меня осталась фотография, подписанная Далем "Желаю Вам всего, чего Вам хочется, но не забудьте вовремя отдавать". И еще осталась память об этом удивительном актере, ставшем символом для целого поколения зрителей, несмотря на его очень короткую кинематографическую судьбу.


    Rambler's Top100  

Адрес:    webmaster@russianseattle.com
Copyright © 1999 - 2001 russianseattle.com All rights reserved
Последнее изменение: 14 февраля 2001г.